Вася Шульженко, который русских не любит


На первый взгляд его картины - карикатура. На второй - чернушная карикатура. И только вникнув в творчество Василия Шульженко, понимаешь, что его картины - безжалостная правда, как свидетельство о вскрытии. С его полотен маленькими пьяными гноящимися глазками смотрит Несвятая Русь.

Творчество художника не оставляет равнодушным никого. Его или любят, или ненавидят, превозносят за понимание русской души и обвиняют в ненависти к ней же. Каков он на самом деле, выясняла корреспондент СПИД-Инфо Анна Шин.
 
 
1

- Все эти жуткие пьяные физиономии, уродливые тела, скабрезные позы... Вас и впрямь трудно заподозрить в любви к народу!

- Я никогда не жил среди людей, которых изображаю, и не пытался влезть им в душу. В детстве был маменькиным сынком, не знал ни армии, ни зоны. Мои персонажи для меня - вроде дикарей для Кука. Насмотрелся на них в детстве, когда жил на даче под Касимовым. Они меня и пугали, и завораживали. На полотна все это выплеснулось гораздо позже, с началом перестройки.
 


 
- А что, "плохие русские лица" хорошо продаются на Западе?
 
 
- Большинство своих картин я действительно продаю в Америке, но, знаете, там как раз считают, что они просто пропитаны любовью к России! А здесь даже приятели говорят мне: "Не любишь ты русских, Вася!" Но я, как русский, имею полное право спросить: "А за что нас любить?" Да мы худшие люди в мире - злые, ленивые, завистливые! К примеру, американец скажет: "Мой сосед Сэм молодец, он такой успешный!" А наш деревенский пьяница будет ненавидеть и презирать работящего зажиточного мужика. А миф о широкой русской душе? Широкой она становится лишь на время действия алкоголя.
 
 

- А может, американцам просто нравится видеть русских таким быдлом?
 
 
- Наоборот, глядя на мои картины, они начинают нас жалеть: "Какие несчастные люди!" Как наши передвижники писали страдающий народ, помнишь? Или как поэт Некрасов, который после роскошного обеда и партии в покер любил поглядеть на крестьян из окна своего особняка и пожалеть о горькой долюшке женской.
 
- Кстати, о женщинах. Не жалко так уродовать нас на картинах?
 
 
- Жалко, потому и пишу вас нечасто. Вот мужиков не жалко. Недавно хозяйка галереи в Чикаго говорит мне: "Вася, у тебя на картинах все слишком много пьют и курят, в Америке это сейчас не популярно. Нельзя ли обойтись без этих сигарет и бутылок с водкой?" Да разве моих мужиков можно представить трезвыми, без папиросы в зубах?!
 


 
- А сами выпить любите?
 
 
- Люблю. Бывает, и за работой пью. Художнику это нужно для вдохновения.
 
 
- А что, любовь не вдохновляет? Вы женаты?

- Нет, так и не женился, и детей не завел, о чем теперь жалею. Хотя женщин в жизни было - не пересчитать, и сейчас есть.
 
 
- А почему ваши герои на картинах сексом не занимаются? Это добавило бы им колориту!
 
 
- Помню, был в Касимове случай - молодой деревенский парень прямо в поле поймал и изнасиловал бабку лет семидесяти пяти. Вот это была мысль изобразить.
 
 
- Эпатажа ради?

- Да какой тут эпатаж! Вот художник Кулик, наложивший прилюдно кучу под картиной, - это да. Сейчас ведь в живописи одно направление - заставить говорить о себе любым способом.
Не прославиться в веках, а побольше захапать при жизни. 



Источники и Дополнительная Информация: