Кто изобрел булочки с изюмом?



Это случилось в Москве, во второй половине ХІХ века. Жил на Тверской известный всей Белокаменной булочник, Иван Филиппов. Его калачи, сайки, свежий черный хлеб и пироги с начинкой расхватывали все, от студентов до тайных советников.

Ароматные изделия Филиппова отправляли даже в Петербург, к царскому двору. Пробовали столичные булочники подражать, да куда там! Семья императора признавала лишь филипповскую сдобу…
 

Но в Москве на ту пору был свой «царь», грозный генерал-губернатор Закревский. Перед ним трепетали все. Филиппов каждое утро отсылал диктатору свежайших булочек к чаю. И вдруг — Закревский срочно потребовал булочника к себе. Тот явился. Генерал-губернатор с порога сунул в лицо Филиппову разломленную сайку: «Это что такое?!» Булочник с ужасом увидел в тесте… запеченного таракана.
 

Но быстро пришел в себя, схватил насекомое — и съел. «Изволили ошибиться, ваше высокопревосходительство! Это изюминка-с…» Когда же Закревский высказал сомнение, — бывают ли булки с изюмом, — Филиппов опрометью бросился в свою пекарню, где, к изумлению пекарей, опрокинул в белое тесто ведро кишмиша…
 

С тех пор и появились на свете булочки с изюмом. На следующее утро их ел и похваливал Закревский, затем — вся Москва.

Эту историю Владимир Гиляровский описывает в красках так:

Photobucket

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.

Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.

- Хлебушко черненький труженику первое питание, - говорил Иван Филиппов.
- Почему он только у вас хорош? - спрашивали.
- Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка - то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки... А все - таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из - под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто! - заканчивал всегда он речь своей любимой поговоркой.
Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.
- Почему же?
- И очень просто! Вода невская не годится! Кроме того, - железных дорог тогда еще не было, - по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как - то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах, - и ароматные, горячие калачи где - нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.

Калачи на отрубях, сайки на соломе... И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей, - это сайки с изюмом...

- Как вы додумались?
- И очень просто! - отвечал старик. Вышло это, действительно, даже очень просто. В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал - губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.
- Э - тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал как - то властитель за утренним чаем.
Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
- Э - тто что? Таракан?! - и сует сайку с запеченным тараканом. - Э - тто что?! А?
- И очень даже просто, ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.
- Что - о?.. Что - о?.. Просто?!
- Это изюминка - с!
И съел кусок с тараканом.
- Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
- И очень просто! Все само выходит, поймать сумей, - говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом.

Надо лишь добавить, что Филиппов был настолько популярен, что известный московский поэт Шумахер отметил его смерть четверостишием, которое потом цитировала вся Москва:

Вчера угас еще один из типов,
Москве весьма известных и знакомых,
Тьмутараканский князь Иван Филиппов,
И в трауре оставил насекомых.

Источники и дополнительная информация: