Воспитание Нового Человека: История в Плакате


Часть 2: 50-е – 60-е Годы



К началу 50-х годов, в Советском Союзе уже прошло почти два поколения с того знаменательного момента, когда произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция. А это значит, что два поколения советских людей не жили при буржуазном строе. Откуда же тогда у них пережитки буржуазного строя?

В эпоху правления Хрущева, когда казалось что коммунизм близок (на горизонте), вопрос о воспитании нового человека ставится еще более остро. В 1961 г. была принята новая Программа КПСС, включившая в себя моральный кодекс строителя коммунизма. Воспитание «нового человека», которому предстояло через 20 лет вступить в коммунистическое общество, было невозможно без окончательной ликвидации пережитков прошлого в сознании людей. В годы хрущевских реформ, названных американским историком Ш. Фицпатрик «ненормальной смесью репрессии и утопизма» , тема культурного строительства и мобилизации широкой общественности на решение задач культурного фронта была одной из первоочередных. Пережитки в сознании и поведении людей были связаны не только с наследием буржуазно–помещичьего строя, но и с «некультурным бытом».

В докладе будет освещено проблемное столкновение понятий «частное» и «общественное» в воспитании «нового человека» в 1950—60–ые годы на примере Куйбышева. В послевоенном Куйбышеве значительную часть населения составляли вчерашние крестьяне, принесшие в город крестьянскую трудовую этику и образ жизни, противоречивший дисциплинарным режимам фабрик и заводов. Привитие городского образа жизни проходило очень трудно. Воспитание нового человека требовало изменения практик, связанных с телесностью и бытовым поведением. В обществе, столкнувшимся с ускоренной модернизацией, урбанизацией и индустриальным подъемом, санитарно–гигиенические и воспитательные дискурсы приобретают тотальный характер.

Подвергся ломке привычный циклический ритм жизни крестьянина, исчисление времени по делам, а не по часам, окончание которых уже не отметить выпивкой, гулянкой и танцами. Низкая степень телесного самоконтроля и отсутствие требуемых социальных качеств у рабочих заставляли заводские власти принимать меры по борьбе с тем, что на языке документов называлось «нездоровым поведением в быту».

Некоторые хрущевские инициативы воспитательного характера можно рассмотреть под углом политики «раскрестьянивания» рабочего класса. Широко известна и официальная установка тех лет на полное вовлечение советских женщин в производство, фактически выполненная к концу хрущевского периода. Основным источником роста занятых были домохозяйки и женщины, покидавшие ЛПХ.

Начало последней советской кампании по борьбе с религией приходится на середину 1950–х годов, когда были приняты партийные постановления об усилении научно–атеистической пропаганды . Необходимо было показывать безусловный вред религии и церкви как института. Праздники ведут к срыву плановых заданий, наноя вред народному хозяйству.

Формирование нового советского человека и новой семьи должно проходить в принципиально новых условиях. Согласно развернувшейся дискуссии о рожденном революцией «новом человеке», его главными чертами должны стать сознательность и соответствующие запросы, духовные и материальные .

Сельское население демонстрировало большую религиозность, чем городское. Семья осталась фактически единственным институтом, в котором сохранялась и передавалась религиозная культура новым поколениям. Бабушка, переехавшая из «бесперспективной» деревни в город к детям — вполне узнаваемый персонаж городского пейзажа. Материалы переписи 1959 г. выявили катастрофическое соотношение мужчин и женщин. С возраста 55 лет и старше количество женщин в 2—2,2 раза превышало количество мужчин. В урбанизированном советском обществе с поголовно работающими женщинами роль бабушек была очень специфична и важна. Однако в рамках идеологической работы «темные старухи» явили собой отживший мир, косность старого быта. Именно поэтому в ходе последней антирелигиозной кампании они были причислены к ключевым агентам трансляции религиозных традиций .

Атеистическая работа с населением должна была показать успехи советского строя в преодолении пережитков прошлого и социальной несправедливости, в особенности по отношению к женщине. В Советском Союзе равенство полов считалось достигнутым, что особо подчеркивалось после полета В. Терешковой в космос. Поэтому у женщин не было, по мысли идеологов, оснований прибегать к религии.

С антирелигиозной риторикой была тесно связана и антиалкогольная. Уже в 50–х проблема алкоголизма привлекла серьезное внимание. Стремительный рост потребления алкоголя коррелировал с распространением хулиганства в рабочей среде. После публикации ряда ограничительных постановлений, регламентирующих торговлю спиртными напитками, началась агитационно–воспитательная кампания. Особо подчеркивался ущерб от алкоголизма в общественном и государственном масштабе, ущерб и вред, выходящий далеко за рамки личной и семейной драмы.

Представление о человеке, человеческой природе как подручном материале, пластичном и податливом, поддающемся необходимой формовке, характерно не только для 50–60–х, но для всей советской эпохи, верящей в безграничные возможности проектирования жизнедеятельности.

Усвоение фиксированных стандартов поведения, дисциплины тела и самоконтроль были частью советской концепции «культурности», преследовавшей вполне утилитарные задачи управления большими массами людей в годы индустриального подъема, перемещения населения и распространения городского образа жизни.

Отдельно, хотелось бы поговорить о хулиганстве. Перед самой войной, указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 года "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и хулиганство" определил, что "хулиганские действия, совершенные в общественных местах, на предприятиях или учреждениях, караются тюремным заключением сроком на 1 год, если с учетом их характера не влекут по закону более тяжкого наказания". Тем самым совершенно неоправданно мелкое хулиганство на долгие годы приравнивается к уголовно наказуемому деянию.

Явный перекос в правовых регламентациях исправляется лишь после смерти И.В. Сталина. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об ответственности за мелкое хулиганство" от 19 декабря 1956 года мелкое хулиганство вновь квалифицируется законодателем как административный проступок. За его совершение предусматривается наказание: арест на срок от 3 до 15 суток, штраф от 10 до 30 руб.

Ну хорошо, несмотря на социалистические нормы воспитания нового человека, материальное стимулирование все-же никто не отменял. До коммунизма было, конечно, недалеко, но все-же было.

В плане экономического развития, в 50-е и 60-е годы экономика страны динамично развивалась. За первые десять лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства — 5,0%, основных производственных фондов — 9,9%, произведенного национального дохода — 10,2%, товарооборота — 11,4%.

А что-же с зарплатами? Средняя зарплата рабочих и служащих выросла с 29,8 руб. в 1940 г. до 62 руб. в 1950 г. и 97,4 руб. в 1965 г. Жизненный уровень сельского населения был намного ниже, чем у горожан. В начале 50-х годов колхозники в среднем получали 16,4 руб. (в 4 раза меньше зарплаты рабочих). К тому же колхозники не получали пенсии.

Ну а партийная номенклатура. Всем понятно, что они на 100 рублей в месяц не жили. К сожалению, никаких цифр по зарплатам «слуг народа» в это время мне обнаружить не удалось.
Действительно, подробные расчеты в отношении доходов высшего эшелона партийной иерархии до сих пор не известны, хотя еще в 1964 г. известный венгерский революционер, деятель Коминтерна, а впоследствии основатель Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР академик Е.С. Варга в своих предсмертных записках ставил вопрос: "А каковы реальные доходы тех, кто принадлежит к верхушке бюрократии, к правящему в стране слою? А лучше сказать, сколько платит государство в месяц самому себе? Этого не знает никто! Но каждый знает, что под Москвой есть дачи - конечно, государственные; при них постоянно находится 10 - 20 человек охраны, кроме того, садовники, повара, горничные, специальные врачи и медсестры, шоферы и т.д. - всего до 40 - 50 человек прислуги. Все это оплачивает государство. Кроме того, естественно, имеется городская квартира с соответствующим обслуживанием и, по меньшей мере, еще одна дача на Юге. У них персональные  спецпоезда, персональные  самолеты,  и те, и другие с кухней и поварами, персональные яхты, и, конечно же, множество автомобилей и шоферов, обслуживающих днем и ночью их самих и членов их семей. Они бесплатно получают или, по крайней мере, получали раньше (как обстоит дело теперь, я не знаю) все продукты питания и прочие предметы потребления. Во что все это обходится государству? Я этого не знаю! Но я знаю, что для обеспечения такого уровня жизни в Америке надо быть мультимиллионером! Только оплата самое малое 100 человек личной обслуги обошлась бы в месяц примерно в 30-40 тыс. долл. Вместе с прочими расходами это составило бы более полумиллиона долларов в год!"


Источники и Дополнительная Информация: