Любовные приключения Германа Геринга в Липецке

С развитием авиации связан наверное самый смешной, романтический, но вместе с тем и один из самых глупых мифов Второй мировой войны. Будто командующий Люфтваффе Герман Геринг во второй половине 1920-х годов проходил подготовку в авиационной школе в Липецке, и была там у него любовница. А поэтому немцы Липецк во время войны даже не бомбили.


Photobucket

27 февраля 1998 года в «Комсомольской правде» была опубликована статья некоего Д.Баранца «Русская невеста Германа Геринга». Будто в архивах КГБ обнаружены письма липчанки Надежды Горячевой адресованные Герингу. Судя по ним, у Геринга в период пребывания в Липецке в 1926-28 годах был с ней роман. Дочь станционного смотрителя самостоятельно обучилась немецкому языку и вплоть до начала войны отправляла письма «Гере». С началом Великой Отечественной войны Надежда исчезла и вернулась в Липецк лишь в 1946-м умалишенной, нелюдимой 38-летней женщиной.

Приводится также ссылка на книгу участника ВОВ летчика Виктора Анисимова «Они ковали победу». В ней описан учебный воздушный бой с немецким летчиком по имени Герман. Анисимов якобы прижал его к земле и принудил сделать вынужденную посадку. После приземления тот в знак признания высокого мастерства вручил Анисимову золотые часы с гравировкой от императора: «Лучшему летчику Германии от Вильгельма Второго». «Во время Первой мировой войны у немцев было всего 17 лучших асов, среди них с именем Герман — только Геринг», — резюмируют Анисимов.

Отметим сразу, что высшую немецкую награду Первой мировой войны — прусский орден «Пур ле Мерит» (За заслуги) — получили шестьдесят три авиатора. И вообще, неправдоподобно, чтобы император одной из наиболее развитых индустриальных держав награждал асов, удостоенных высшей награды, часами.

В октябре 2002 г. немецкая газета «Мэркише альгемайне» опубликовала материал «Русская любовница нацистского рейхсмаршла Германа Геринга Надя Горячова». Сейчас на сайте газеты данную статью найти не удается, но вот как она подана в переводе сайта «Иносми.ру»
http://www.inosmi.ru/untitled/20021023/161728.html (правда, уже со ссылкой на другое издание, которая, впрочем, тоже не работает):

«В период с 1941 по 1943 год самолеты немецких люфтваффе совершили сотни вылетов для нанесения ударов по районам Центральной России. Щадили только Липецк, хотя он был центром военной промышленности. Историки до сих пор не могли найти этому объяснения… И вот теперь в этой «самой печальной и скандальной германо-российской любовной истории» хотят разобраться местные краеведы и команда с российского телевидения»: он был высоким и тогда еще стройным, она — белокурой и голубоглазой. Он был офицером рейхсвера, она — дочерью железнодорожника: Герман Геринг и Надежда Горячова были в течение нескольких месяцев любовниками…

В историческом плане это подтверждается тем, что гитлеровский рейхсмаршал входил в число тех немецких летчиков, которые с июля 1925 года проходили подготовку в Липецке в «закрытом училище по изучению тактики воздушных боев», которое просуществовало до 1929 года. Соответствующее соглашение Веймарская республика, которой Версальским договором было запрещено иметь свои военно-воздушные силы, заключила с Советской Россией в 1924 году».

Статья эта обильно цитировалась и воспроизводилась на постсоветском пространстве. В России нашли не только соседок и подруг этой любовницы, но и внучку рейхсмаршала
http://renascentia.narod.ru/filina.htm. И даже сняли об этом претендующий на документальность фильм «Русская любовь Генриха Геринга».

Photobucket

Действительно, Германии по условиям Версальского мирного договора (1919) было запрещено иметь авиацию. Но подготовленные военные летчики были нужны. Поэтому 15 апреля 1925 г. в Москве представители советских ВВС и Военного министерства Германии подписали договор о создании авиационной школы.

Вот что об этой школе рассказывает, Дмитрий Алексеевич Соболев — ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, автор книги «Немецкий след в истории советской авиации»:

В Липецке под руководством немецких инструкторов должны были проходить подготовку не только немецкие, но и советские летчики и авиамеханики. За пользование аэродромом и заводским помещением деньги не брались, немцы оплачивали только обслуживание, горючее и строительные работы. Начальником Липецкой авиашколы назначили майора Вальтера Штара, в годы Первой мировой войны командовавшего отрядом истребителей.

Создание школы началось со строительства складов, ангаров, зданий для немецкого персонала и ряда других помещений. На обустройство немцы выделили немалые по тем временам деньги - в переводе на советскую валюту свыше двух миллионов золотых рублей. В июне 1925 года из германского порта Штеттин в Ленинград отправился пароход с упакованными в ящики истребителями для Липецкой авиашколы, которые купили в Голландии якобы для Аргентины.

Тогда же из Германии в СССР направились первые инструкторы и курсанты. Они ехали в СССР под видом сотрудников частных фирм или туристов, в гражданской одежде, с паспортами на вымышленное имя. В Липецке они ходили в гражданской одежде или носили советскую форму без знаков различия. Немецкое авиационное подразделение в советских документах фигурировало под названием «4-й авиационный отряд 38-й авиаэскадрильи ВВС РККА».

Photobucket

Тут хотел бы несколько отклониться от темы. А зечем все это было нужно Сталину? Неужели из любви к дружественному немецкому народу? Как бы не так! Строительство школы осуществлялось, а главное, финансировалось немецкой стороной. В течение первых трех лет немцы вложили только в обустройство авиационной школы свыше 2 миллионов рублей золотом – огромную по тем временам сумму. Мало того,   ежегодные расходы на жилищное строительство, транспортировку самолетов и оборудования, приобретение горючего, оплату советскому персоналу и прочие подобные расходы составляли около 2 млн. марок в год.

Тренировки начались 15 июля 1925 года. Курс обучения летчика-истребителя был рассчитан на четыре недели интенсивных полетов, численность одной учебной группы составляла 6-7 человек. Летчики-инструкторы подбирались из числа наиболее опытных немецких пилотов Первой Мировой. Курсантами сначала были бывшие военные летчики, проходившие переподготовку, а затем стали приезжать новобранцы.

Число летчиков и обслуживающего персонала росло. В 1925 году постоянный состав учебного центра насчитывал 7 немцев и около 20 русских, а через несколько лет он вырос до 200 человек. К 1932 году численность авиашколы достигла максимума - 303 человека: 43 немца, 26 советских военных летчиков, 234 советских рабочих, техников и служащих.

За восемь лет существования авиашколы немцы в ней подготовили 120 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей, а также 140 советских летчиков и 45 авиамехаников. За это время погибло четыре немца, тела которых отправили в Германию.

Летом 1933 г. авиационная школа в Липецке была закрыта и немецкие военные специалисты вернулись на родину. Формальной причиной закрытия школы немцы назвали экономию средств, фактически — после прихода Гитлера к власти военное сотрудничество между СССР и Германией сворачивалось.

16 августа 1933 г. на прощальном вечере в связи с закрытием авиашколы её последний руководитель Готлиб Мюллер сказал: «Следует выразить нашу благодарность стране, гостеприимством которой мы пользовались в течение восьми лет. В то время, когда все государства враждебно относились к Германии, СССР дал нам возможность возобновить здесь нашу летную деятельность. С готовностью всегда оказывать помощь, Красная Армия и, в особенности, Воздушный Флот, покровительствовали нашей работе».

Сразу же после отъезда немцев, на основе авиашколы была создана Высшая военно-техническая школа ВВС Красной Армии. Советская сторона получила возможность знакомиться с новинками немецкого авиастроения на своей территории и изучать германский опыт боевого применения авиации.

Итак, советско-немецкая летная школа в Липецке существовала в 1925-1933 гг. А теперь посмотрим, чем в это время занимался Герман Геринг.

Летчик-ас Первой Мировой, последний командир легендарной эскадрильи «Рихтгофен», отставной капитан Герман Геринг в ноябре 1923 г. вместе с Адольфом Гитлером принимал активное участие в Пивном путче и был тяжело ранен — получил две пули в живот. Ему пришлось скрываться, поскольку был выдан ордер на его арест.

Вскоре верные люди переправили его в Австрию, в Инсбрук, где он смог начать лечиться. Ему пришлось провести четыре года сначала в Австрии и Италии, а затем в Швеции. В связи с поздним началом лечения раны плохо заживали, принося острые боли. Пришлось делать уколы морфия, к которому Геринг пристрастился, стал им злоупотреблять, что вызвало психическое расстройство. Он стал опасен в общении, и его пришлось поместить в психиатрическую клинику в Лангбро, затем в аналогичную в Конрадсберге, потом снова в Лангбро, откуда он был выписан недолечившимся под регулярное наблюдение врачей. Судебный медик Карл Лундберг, осмотревший его в клинике Лангбро, поведал, что у Геринга проявился истерический темперамент, наблюдалось раздвоение личности, на него находили припадки слезливой сентиментальности, перемежавшиеся приступами безумной ярости.

И прежде склонный к полноте к 1925 году он превратился в знакомого нам жирного борова. Какие уж тут полеты. Тем более что все еще действовал ордер на его арест.

После объявления осенью 1927 г. амнистии, он вернулся в Мюнхен и стал кандидатом на выборах 1928 г. от НСДАП. Нацисты получили только 12 мест в рейхстаге, но Геринг оказался в числе избранных. Вскоре он стал председателем фракции и главным спикером нацистов в Рейхстаге. После июльских выборов 1932 НСДАП получила 230 мест. 30 августа 1932 г. Геринг стал председателем Рейхстага. 30 января 1933 г, при формировании первого правительства Гитлера, оставаясь председателем Рейхстага, Геринг стал имперским министром без портфеля, а в феврале 1933 г. - еще и министром внутренних дел Пруссии. Вскоре он отличился в репрессиях против коммунистов. 25 апреля 1933 г. Геринг создал государственную тайную полицию (Гестапо) и стал ее первым начальником. Наконец, 27 апреля 1933 г. Геринг встал во главе новосозданного министерства авиации, а 31 августа того же года отставной капитан был произведен сразу в генералы.

Фактически, до конца апреля 1933-го в армии он не только не служил, но и не имел к ней отношения (разве что, как отставной офицер-фронтовик). Все это время он был политиком! Причем политиком, декларировавшим крайний, непримиримый антикоммунизм. Очевидно, что ни политэмигранта-нациста, ни депутата-нациста отправить в секретную авиашколу в коммунистическое государство не могли. К тому времени отношения между германской армией и нацистами были далеки от идеальных.

Что касается личной жизни толстого Германа, то о ней также достаточно много известно. В 1920 г. в Швеции он познакомился с баронессой Карин фон Кацов. У них была любовь с первого взгляда (Герман тогда еще не был оплывшим толстяком, а молодым летчиком-героем). Вскоре, бросив мужа, она уехала к Герингу в Германию. В октябре 1931 г., долго проболев туберкулезом, она умерла. Геринг перенес эту утрату крайне тяжело. Впоследствии он эксгумировал тело жены и перехоронил в склепе в своем поместье «Каринхалл» (названом в ее честь). В 1935 г. он женился во второй раз — его женой стала актриса Эмма Зоннеман. Очевидно, что места и времени для липецких красавиц в этой бурной жизни не было.

Photobucket

В 2004 г. историю о пребывании Геринга в Липецкой авиашколе опровергли в российском респектабельном историческом журнале «Родина» (издается при участии администрации президента и правительства РФ). Рассказав историю липецкой авиашколы, авторы публикации отдельную заметку посвятили вопросу «А был ли Геринг?»
http://www.istrodina.com/rodina_articul.ph...d=940&n=51:

«Многолетняя завеса молчания вокруг немецкой авиашколы породила множество легенд. Одна из них связана с одиозной личностью — Германом Герингом, якобы, имевшем в Липецке любовницу… Однако при знакомстве с биографией Германа Геринга эти сенсационные известия не выдерживают критики… Более того, в управлении ФСБ по Липецкой области до сих пор хранятся два объемных тома с агентурными данными о деятельности немецкой авиационной школы. В них имеются сведения обо всех постоянных сотрудниках школы, курсантах, а также посетителях с немецкой стороны за период с 1925 по 1933 годы. Фамилия Геринг в них не фигурирует».

Вторая часть мифа о липецких приключениях Геринга базируется на том, будто город во время войны не бомбили.

Однако Липецк все-таки бомбили, хотя и относительно не сильно. По данным местных краеведов, во время бомбежек Липецка погибли 328 мирных жителей города и района (
http://lipetsknews.ru/print.php?cat=news&id=4818). В 1941-1942 гг. Липецк был прифронтовым городом, из которого были эвакуированы все сколь-либо важные предприятия. Так на Новолипецком металлургическом заводе из трех тысяч рабочих после эвакуации осталось менее ста. Вместо этого в городе, славящемся своими целебными грязями, были сосредоточены госпиталя.

Видимо, у Люфтваффе до Липецка с его госпиталями и остатками оборонных предприятий просто не доходили руки. А вот два близлежащих железнодорожных узла — Елец и Грязи — немцы бомбили куда сильнее. Возможно, на их фоне Липецк выглядел благополучнее, что тоже послужило созданию мифа «о влюбленном летчике».


Источники и Дополнительная Информация: