Пьянство на Руси до и после Революции: История в Плакате


«Руси есть веселие пити не можем, без того быти...» Эти слова великого князя киевского Владимира Красное Солнышко прозвучали в 986 году отповедью на предложение ему принять магометанскую веру, возбраняющую употребление алкогольных напитков. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в Х веке писал: «Славяне сильно преданы вину, пьют его и днем, и ночью, так что иногда умирают с кружкою в руке».Так что попытки некоторых современных ученых доказать, что пьянство на Руси пошло после Революции, кажутся несколько неправомочными.

«У великорусского народа,— писал историк  Прыжов в 1868 году,— мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить — так и на свете не жить. Но, испивая да испивая, не могли не заметить,.что подчас и водка не помогает, и, ухмыляясь на свою судьбу, прибавляли: «Пьем как люди, а за что Бог нас милует — не знаем...»

Царское правительство пыталось как-то упорядочить продажу спиртных напитков, в немалой степени заботясь о доходах казны. Когда в конце века разгул пьянства вызвал рост протестов в различных кругах общества, в результате Александр III в 1894 г. вернул государственную монополию на водку. Частные кабаки были закрыты, и вместо них была организована система государственных лавок по продаже алкоголя. Дабы прекратить кабацкое пьянство и привить культуру питья, водку стали продавать только в закупоренных сосудах и только на вынос. Предполагалось, что питьё станет домашним и культурным во время еды вместе с семьёй и друзьями. Вышло, как всегда, наоборот. Народ стал пить на улице – в садиках, на лавочках, в подъездах. Потребителям помогали “стаканщики”, которые обеспечивали народ гранёными стаканами. Такая культура питья с тех пор укоренилась в народе.

В результате всех этих мер, совместного интереса производителей водки и государства, потребление водки, пьянство в начале XX в. достигло критических размеров. В 1911 г. водка составляла 89,3% в общем объёме потребления спиртных напитков. И хотя Россия стояла на одном из последних мест среди развитых стран по объёму потребляемого алкоголя, алкогольная смертность у нас была в 5 раз выше, чем во Франции, которая выпивала алкоголя в 7 раз больше, чем Россия 


...В декабре 1909 года Л. Н. Толстой писал из Ясной Поляны: «Чем больше я вижу зло, происходящее от пьянства (а вижу я это зло в ужасающих размерах), и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности — не для тела, а для души — этого греха. Избавится от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате стояло бы вино и он слышал его запах и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного...»

Дело дошло до того, что перед началом русско-японской войны сроки военной мобилизации были сорваны из-за массового пьянства во время призыва в армию. Учтя этот горький опыт, царь Николай II, по совету премьер-министра С.Ю. Витте и Г. Распутина, накануне Первой мировой войны ввёл в империи “сухой закон”, а именно, запретил продажу водки и других крепких напитков, а позже – и вина, и пива. Но последствия были неутешительные. Сначала, за первые два года, потребление алкоголя действительно снизилось в несколько раз, уменьшилась уличная преступность, снизились прогулы, повысилась производительность труда на заводах, оздоровился крестьянский быт. Однако скоро стало ясно, что винокурение не прекратилось, а лишь ушло в подполье, водка продавалась из-под полы, и, что ещё хуже, в ход пошли разнообразные заменители, с тех пор столь популярные в России. Народ стал пить денатурат, политуру, одеколон, разные суррогаты – “киндер-бальзам”, “кумушку”, “ханжу” и т.п. Из провинции сигнализировали, что запреты не работают: один из членов костромской уездной управы писал, что “несмотря на запрещение торговли спиртными напитками, простой народ пьёт денатурат и т.п., интеллигентные слои добывают спирт, пользуясь рецептами врачей”.

Во время всеобщей мобилизации в августе-сентябре 1914 г. страну охватил пьяный разгул. Особенно печальными оказались события в Барнауле, где многотысячная толпа резервистов штурмом взяла винный склад, а затем в течение целого дня громила город.

Как и понятно, особенно страшные дни пьяных беспорядков и погромов пришлись на 1917 г. – год безвластия и анархии в стране, год “политического вакуума”. Пьяные погромы 1917 г. возникли не на пустом месте – сказалось проявление “разбуженных социальных инстинктов, примитивно-плебейского понимания свободы как возможности вволю попить-погулять”. Здесь не обошлось без помощи революционных партий, которым была выгодна внутренняя напряженность.

Летом 1917 г. волна погромов прошлась не только по столице, но и по провинции. 6–7 июля в Липецке солдаты-резервисты разгромили ликерный завод, причем трое от переизбытка поглощенного спирта скончались. 8 июля в Новочеркасске войска отбили один штурм нападавших на винные склады, но второй отразить не смогли. Началось повальное пьянство, в которое включились даже солдаты. посланные для наведения порядка.

По традиционной официальной советской версии, накануне 25–26 октября (6–7 ноября) в Петрограде шли бои за обладание телеграфом, почтамтом, вокзалами. Впрочем, не меньшие бои (если не большие) разгорелись вокруг винных складов и погребов столицы. Ничто и никто не мог противостоять этому разгулу пьяных страстей.

Немногие знают, что Зимний дворец подвергался штурму дважды. Первый раз в достопамятную ночь на 26 октября, второй – несколькими днями позднее, когда народ заподозрил, что большевистские комиссары намереваются уничтожить вино и водку, хранившиеся в Зимнем дворце. В итоге солдаты и матросы взяли дворец вторично. По воспоминаниям людей из ленинского окружения, Владимир Ильич находился в эти дни в полной растерянности; как пишут люди из его окружения, “судорога подергивала его лицо”. Один из организаторов революции 1917 г. Троцкий заявил в книге “Моя жизнь”: “Вино стекало по канавам в Неву, пропитывая снег. Пропойцы лакали прямо из канав”. Однако, хотя и с большим трудом, большевикам все-таки удалось восстановить порядок. Народу при этом погибло больше, чем во время первоначального взятия Зимнего дворца.

Хотя нарождавшаяся советская власть в декабре 1917 г. подтвердила наличие “сухого закона”, а в июле 1918 г. запретила самогоноварение, в действительности проследить за исполнением этих указов не могла. Вместо водки народ использовал “заменители” спиртной продукции. Так, на Урале употребляли одеколон, лаки, политуру, денатурат.

Во время Гражданской войны и первых лет после нее пьянство достигало необычайных размеров. Так, в Алтайской губернии в первые месяцы 1918 г. хлебопашцы израсходовали на самогон около 15 млн. пудов (1 пуд – 16,38 кг) зерна. Печально известным продотрядам, изымавшим у деревни зерно, крестьяне дали прозвище “пропойц народного доверия”, а их способность потреблять дары Бахуса в неограниченном количестве приводила в удивление даже закоренелых сельских самогонщиков.

В селе Машково Тамбовской губернии местные коммунисты отобрали у самогонщиков две бочки самогона, и их докладчик, отчитываясь перед начальством, без тени смущения сказал: “Когда отобрали эти бочки, то задумались, что с ними делать? Выпить? Ну и выпили”. Из отчета председателя местного губернского исполкома в Саратове общее положение в городе и округе летом-осенью 1919 г. выглядело следующим образом: “.пили все – и крестьяне, и милиция, и должностные лица, вплоть до председателя исполкома.”.

28 августа 1925 г. “сухой закон” был отменен – новой власти требовались деньги, а контроль над производством и продажей спиртной продукции сулил большие барыши. Доля от продажи спиртной продукции немедленно выросла с 2% (1923–1924) до 12% (1927– 1928). На ликеро-водочных заводах активно производят новую, советскую водку, получившую шутливое прозвище по фамилии председателя Совета народных комиссаров А.И. Рыкова – “рыковка”. В соответствии с реалиями нового времени появляются своеобразные названия бутылок – “партиец” (0,5 л), “комсомолец” (0,25 л) и “пионер” (0,1 л).

Борьба с пьянством в Советской России приносила больше поражений, чем побед. Потребление алкогольных напитков в рабочей среде с 1924-го по 1928 г. возросло в восемь раз. В октябре 1926 г. в Ленинграде появляются первые в стране вытрезвители (весной 1927 г. в стране впервые появляются первые наркологические диспансеры) – то есть до 1917 г. Россия не знала подобных учреждений! Повышается смертность в результате отравления некачественной спиртной продукцией – с 2,6 случая на 100 тыс. чел. в 1922 г. до 44 случаев в 1928 г.

Предполагалось, что центрами безалкогольной жизни станут коммуны и общежития, но пьянство поразило и их. Даже наоборот, жизнь в социалистических общежитиях просто способствовала развитию пьянства. Практически весь досуг рабочие и крестьяне проводили за бутылкой водки. В конце 30-х гг. ситуация ничуть не улучшилась: “В общежитиях города (Ленинграда) имеют место пьянство, хулиганство, драки; прививаются нечистоплотность и некультурность, в общежитии мясокомбината нет никаких развлечений, целый день лишь играют в карты и пьют водку”.

Советская власть принимала меры по борьбе с пьянством, которые возымели некоторое действие, хотя не столь большое, как надеялись. С 1926 г. начинается активная борьба против пьянства. В Уставе ВЛКСМ, принятом Х съездом в 1936 г., существовали требования к комсомольцам вести борьбу с неумеренным потреблением горячительных напитков. В одном из постановлений говорилось: “Борьба против пьянства ведется под лозунгами: пьянство. ведет к растрате, прогулам. разрушает социалистическую промышленность. пьянство – наследие старого быта царской России; пьянство несовместимо со званием коммуниста, комсомольца, нового человека”. Однако, как поется в песенке из веселого советского кинофильма, “в борьбе с зеленым змием побеждает змий”.  И борьба эта продолжалась до самых последних дней советской власти, впрочем без особого успеха, как мы все знаем.

А теперь предлагаю небольшую коллекцию анти-алкогольных плакатов, выпущенныых в конце 20-х – начале 30-х годов.

Источники и Дополнительная Информация: