Воспитание Нового Человека: История в Плакате



Часть 1: Между Революцией и Отечественной Войной

За всю историю Советской России, правительство и сознательные слои населения постоянно с кем-то боролись. Ну не получалось как-то без борьбы. С контрреволюцией, с предателями и шпионами, за грамотность, за урожай, за мир, и так далее. Но немаловажный участок борьбы пролегал внутри самого пролетриата. Ведь надо было избавиться от пережитков царской России в самих строителях светлого будущего. Уж тут был непочатый фронт борьбы. Сознательность пролетариата зрела ужасно медленно, и укоренившиеся отрыжки капитализма никак не хотели вытравляться.

Сегодняшняя колекция плакатов будет посвящена именно этому вопросу – вопросу воспитания нового человека путем осуждения и осмеяния качеств, несовменстимых со званием советского гражданина.

Первый плакат 1930 года К. Ротова сопровождается стихами В. Маяковского:

Долой безобразников по женской линии!
Парней-жеребцов зажмём в дисциплине!

Что же революция принесла женщине? Формально – очень многое. Уже через месяц после революции женщины России были свободны от всех ограничений в отношении детей и имущества при расторжении брака. Они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. Принятая в июле 1918 года первая советская Конституция закрепила политическое и гражданское равноправие женщин и мужчин. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт. Гражданский кодекс РСФСР 1918 года, а вслед за ним Закон о браке, семье и опеке 1926 года устанавливали в качестве единственно законного брак гражданский. И это в России, где до того времени юридическую силу имел только церковный брак. К тому же, по новым правилам акт регистрации сводился к сугубо статистической операции по учету вступающих в брак. Столь же простой предусматривалась и процедура развода. Это была действительно революционная перетряска всех основ общественной жизни, совершенно необходимая новой власти для ее самоутверждения.

Но уже во второй половине 20-х годов эта тенденция начинает меняться, правда, очень медленно и постепенно. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическое сознание, что вело к резкому снижению рождаемости и угрожало нормальному воспроизводству населения. А первое и поначалу единственное в мире социалистическое государство с момента своего возникновения жило ожиданием войны и потому не могло позволить себе резкого падения рождаемости. К середине 30-х годов ситуация в этом плане становится критической, и государство ниждаясь в устойчивых социальных связях и отношениях, в семье как ячейке общества, начинает всеми спосбы пропагандировать здоровый устойчивый брак и пагубность легкомысленного к нему отношения.

Следующие два плаката посвящены одному из главных бичей русского народа – пьянству и алкоголизму. Более подробно подробно я затронул историю этого вопроса в предыдущей пибликации, посвященной пьянству в России до и после революции.


Слдеующий плакат посвящен еще одному пережитку – радикальному национализму и антисемитизму, как одному из его проявлений. Строки Маяковского сопровождают плакат 1930 года:

Только
белогвардейской своре
выгодно
   рабочий класс поссорить.
Грязные пятна,
погромщики
 и
 антисемиты
будут
с предприятий
 счищены и смыты.

А вот еще одно стихитворение Маяковского на эту же тему. Видимо, тема была актуальна...

Антисемиту
   не место у нас —
все должны
  работой сравняться.
У нас
один рабочий класс
и нет
 никаких наций.

Ну а что на самом деле происходило с антисемитскими настроениями после революции? Казалось бы, неумная царская политика по отношению к евреям толкнула еврейскую молодежь в обьятья революционеров и привела к большому их количеству на руководящих постах правящего пролетариата. И действительно, в первые годы революции большевикам казалось, что в России, славившейся в недалеком прошлом еврейскими погромами и открытой деятельностью многочисленных черносотенных организаций, еврейский вопрос навсегда и безраздельно решен. Им представлялась абсурдной сама мысль о том, что при выдвижении людей на руководящие посты следует обращать внимание на их национальность и устанавливать в этой связи какие-то "процентные нормы". Ленин считал "пунктиком" Троцкого мнение последнего о том, что в первом правительстве молодой Советской республики не должно быть ни одного еврея.

Среди большевистских руководителей, пожалуй, только Троцкий считал, что микробы антисемитизма, как и вообще глубоко укоренившиеся в массах национальные предрассудки и предубеждения, не могут быстро и бесследно исчезнуть со сменой общественного и государственного строя, что они будут на протяжении длительного времени сохраняться в сознании отсталой части населения. Это подтвердилось в период легальной борьбы с оппозицией, когда Сталин и его приспешники стали эксплуатировать антисемитизм для дискредитации Троцкого, Зиновьева, Каменева, равно как и рядовых оппозиционеров-евреев. Если официальные агитаторы проводили эту линию в закамуфлированной форме, то на массовых собраниях, где шли дискуссии с оппозицией, зачастую прорывались откровенно антисемитские настроения. В Бюллетенях, нелегально издаваемых левой оппозицией в 1927-1928 годах - своего рода тогдашнем Самиздате, - можно найти десятки упоминаний об антисемитских выходках по отношению к оппозиционерам.

В своих воспоминаниях С. Аллилуева четко указывала на связь, существовавшую между борьбой с левой оппозицией и возрождением антисемитизма. "В Советском Союзе лишь в первое десятилетие после революции антисемитизм был забыт, - писала она. - Но с высылкой Троцкого, с уничтожением в годы "чисток" старых партийцев, многие из которых были евреями, антисемитизм возродился "на новой основе", прежде всего в партии. Отец во многом не только поддерживал его, но и насаждал сам. В Советской России, где антисемитизм имел давние корни в мещанстве и бюрократии, он распространялся вширь и вглубь с быстротой чумы».

В 30-е годы не действовали, как в 40-е и последующие годы, ограничения в отношении приема евреев в вузы, в научные и художественные учреждения и т. д. Однако среди выдвинувшихся в 1937-1938 годах новых партийно-советских кадров число евреев исчислялось единицами, в лучшем случае десятками (неизвестно, имелись ли тогда на этот счет какие-либо специальные инструкции, но общее недоверие к "инородцам", возникшее в годы великой чистки, оказывало несомненное влияние на этот процесс). Вместе с тем среди "новобранцев 1937 года" превалировали представители "полуобразованной среды" - носители антисемитских настроений.

О том, как в конце 30-х годов антисемитизм насаждался сверху, существует немало мемуарных свидетельств. Так, литературный критик Б. Рунин вспоминал, что в 1939 году он обратил внимание на "любопытную метаморфозу", произошедшую в редакции "Правды". В середине 30-х годов "бросалось в глаза обилие еврейских фамилий на дверях правдинских кабинетов. Теперь их было куда меньше, и новые таблички красноречиво возвещали либо о произошедших за это время людских заменах, либо о том, что тот или иной обитатель правдинской кельи почел за благо взять себе псевдоним. Это было знамение времени".

Эту же тенденцию, усилившуюся "во время нашего кратковременного романа с гитлеровской Германией", описывала и журналистка Р. Лерт. "Именно тогда, - вспоминала она, - из "Правды" и "Известий" стали исчезать фамилии известных международников-журналистов, иностранных корреспондентов Иерухимовича, Гутнера и других - и вместо них появились псевдонимы И. Ермашов, Б. Гутнов и прочие".

И завершит подборку плакат посвященный борьбе с курением, где в качестве главного рупора пропаганды здорового образа жизни использованы пионеры:

"Наш ультиматум взрослым! Прежде чем говорить нам о вреде курения, сами бросьте курить... Пионер не курит и не пьет. Пионер уходит с собрания, где курят, после неисполнения его требований о прекращении курения"

Впрочем, и Маяковский курильщиков не обошел стороной:

Где прогульщик?
Жив Курилка!
В табачной гуще
сидит в курилке.
Без лишних слов
бросайте курево,
Миллионы часов
за зря не прокуривай!

На самом деле, с курением табака в России всерьез никто не боролся. После революции на Российских просторах перестали делать все, что делали дворяне и соответственно перестали нюхать, а начали курить табак. Пролетарии считались мужчинами, если они курили, курение стало чем-то поощряемым, как признак мужественного рабочего, а рабочие были в почете. Кроме того на роль табака в СССР повлиял «отец народа» - Иосиф Виссарионович Сталин. Почти везде он появлялся с трубкой и многие его обожатели, тоже курили, считая это верностью любимому вождю и соответственно делу революции. Вот так ковалась история табакокурения в России. Впрочем, когда перекуры мешали работе, это уже подходило по другую статью – о саботаже.


Источники и Дополнительная Информация: