Часть 1: Между Революцией и Отечественной Войной
За всю историю Советской России, правительство и сознательные слои
населения постоянно с кем-то боролись. Ну не получалось как-то без борьбы. С
контрреволюцией, с предателями и шпионами, за грамотность, за урожай, за мир, и
так далее. Но немаловажный участок борьбы пролегал внутри самого пролетриата.
Ведь надо было избавиться от пережитков царской России в самих строителях
светлого будущего. Уж тут был непочатый фронт борьбы. Сознательность
пролетариата зрела ужасно медленно, и укоренившиеся отрыжки капитализма никак
не хотели вытравляться.
Сегодняшняя колекция плакатов будет посвящена именно этому вопросу –
вопросу воспитания нового человека путем осуждения и осмеяния качеств,
несовменстимых со званием советского гражданина.
Первый плакат 1930 года К. Ротова сопровождается стихами В. Маяковского:
Долой безобразников по
женской линии!
Парней-жеребцов зажмём в
дисциплине!
Что же революция
принесла женщине? Формально – очень многое. Уже через месяц после революции
женщины России были свободны от всех ограничений в отношении детей и имущества
при расторжении брака. Они получили право свободно избирать профессию, место
жительства, получать образование, а также право на равную оплату за равный с
мужчинами труд. Принятая в июле 1918 года первая советская Конституция
закрепила политическое и гражданское равноправие женщин и мужчин. В 1920 году
было легально признано право женщин на аборт. Гражданский кодекс РСФСР 1918
года, а вслед за ним Закон о браке, семье и опеке 1926 года устанавливали в
качестве единственно законного брак гражданский. И это в России, где до того
времени юридическую силу имел только церковный брак. К тому же, по новым
правилам акт регистрации сводился к сугубо статистической операции по учету
вступающих в брак. Столь же простой предусматривалась и процедура развода. Это
была действительно революционная перетряска всех основ общественной жизни,
совершенно необходимая новой власти для ее самоутверждения.
Но уже во второй
половине 20-х годов эта тенденция начинает меняться, правда, очень медленно и
постепенно. Ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на
демографическое сознание, что вело к резкому снижению рождаемости и угрожало
нормальному воспроизводству населения. А первое и поначалу единственное в мире
социалистическое государство с момента своего возникновения жило ожиданием
войны и потому не могло позволить себе резкого падения рождаемости. К середине
30-х годов ситуация в этом плане становится критической, и государство ниждаясь
в устойчивых социальных связях и отношениях, в семье как ячейке общества,
начинает всеми спосбы пропагандировать здоровый устойчивый брак и пагубность
легкомысленного к нему отношения.
Следующие два
плаката посвящены одному из главных бичей русского народа – пьянству и
алкоголизму. Более подробно подробно я затронул историю этого вопроса в
предыдущей пибликации, посвященной пьянству в
России до и после революции.
Слдеующий плакат
посвящен еще одному пережитку – радикальному национализму и антисемитизму, как
одному из его проявлений. Строки Маяковского сопровождают плакат 1930 года:
Только
белогвардейской своре
выгодно
рабочий
класс поссорить.
Грязные пятна,
погромщики
и
антисемиты
будут
с предприятий
счищены
и смыты.
А вот еще одно
стихитворение Маяковского на эту же тему. Видимо, тема была актуальна...
Антисемиту
не
место у нас —
все должны
работой
сравняться.
У нас
один рабочий класс
и нет
никаких
наций.
Ну а что на самом
деле происходило с антисемитскими настроениями после революции? Казалось бы,
неумная царская политика по отношению к евреям толкнула еврейскую молодежь в
обьятья революционеров и привела к большому их количеству на руководящих постах
правящего пролетариата. И действительно, в первые годы революции большевикам
казалось, что в России, славившейся в недалеком прошлом еврейскими погромами и
открытой деятельностью многочисленных черносотенных организаций, еврейский
вопрос навсегда и безраздельно решен. Им представлялась абсурдной сама мысль о
том, что при выдвижении людей на руководящие посты следует обращать внимание на
их национальность и устанавливать в этой связи какие-то "процентные
нормы". Ленин считал "пунктиком" Троцкого мнение последнего о
том, что в первом правительстве молодой Советской республики не должно быть ни
одного еврея.
Среди
большевистских руководителей, пожалуй, только Троцкий считал, что микробы
антисемитизма, как и вообще глубоко укоренившиеся в массах национальные
предрассудки и предубеждения, не могут быстро и бесследно исчезнуть со сменой
общественного и государственного строя, что они будут на протяжении длительного
времени сохраняться в сознании отсталой части населения. Это подтвердилось в
период легальной борьбы с оппозицией, когда Сталин и его приспешники стали
эксплуатировать антисемитизм для дискредитации Троцкого, Зиновьева, Каменева,
равно как и рядовых оппозиционеров-евреев. Если официальные агитаторы проводили
эту линию в закамуфлированной форме, то на массовых собраниях, где шли
дискуссии с оппозицией, зачастую прорывались откровенно антисемитские
настроения. В Бюллетенях, нелегально издаваемых левой оппозицией в 1927-1928
годах - своего рода тогдашнем Самиздате, - можно найти десятки упоминаний об
антисемитских выходках по отношению к оппозиционерам.
В своих
воспоминаниях С. Аллилуева четко указывала на связь, существовавшую между
борьбой с левой оппозицией и возрождением антисемитизма. "В Советском
Союзе лишь в первое десятилетие после революции антисемитизм был забыт, -
писала она. - Но с высылкой Троцкого, с уничтожением в годы "чисток"
старых партийцев, многие из которых были евреями, антисемитизм возродился
"на новой основе", прежде всего в партии. Отец во многом не только
поддерживал его, но и насаждал сам. В Советской России, где антисемитизм имел
давние корни в мещанстве и бюрократии, он распространялся вширь и вглубь с
быстротой чумы».
В 30-е годы не
действовали, как в 40-е и последующие годы, ограничения в отношении приема
евреев в вузы, в научные и художественные учреждения и т. д. Однако среди
выдвинувшихся в 1937-1938 годах новых партийно-советских кадров число евреев
исчислялось единицами, в лучшем случае десятками (неизвестно, имелись ли тогда
на этот счет какие-либо специальные инструкции, но общее недоверие к
"инородцам", возникшее в годы великой чистки, оказывало несомненное
влияние на этот процесс). Вместе с тем среди "новобранцев 1937 года"
превалировали представители "полуобразованной среды" - носители
антисемитских настроений.
О том, как в
конце 30-х годов антисемитизм насаждался сверху, существует немало мемуарных
свидетельств. Так, литературный критик Б. Рунин вспоминал, что в 1939 году он
обратил внимание на "любопытную метаморфозу", произошедшую в редакции
"Правды". В середине 30-х годов "бросалось в глаза обилие
еврейских фамилий на дверях правдинских кабинетов. Теперь их было куда меньше,
и новые таблички красноречиво возвещали либо о произошедших за это время
людских заменах, либо о том, что тот или иной обитатель правдинской кельи почел
за благо взять себе псевдоним. Это было знамение времени".
Эту же тенденцию,
усилившуюся "во время нашего кратковременного романа с гитлеровской
Германией", описывала и журналистка Р. Лерт. "Именно тогда, -
вспоминала она, - из "Правды" и "Известий" стали исчезать
фамилии известных международников-журналистов, иностранных корреспондентов
Иерухимовича, Гутнера и других - и вместо них появились псевдонимы И. Ермашов,
Б. Гутнов и прочие".
И завершит
подборку плакат посвященный борьбе с курением, где в качестве главного рупора
пропаганды здорового образа жизни использованы пионеры:
"Наш ультиматум взрослым! Прежде чем говорить
нам о вреде курения, сами бросьте курить... Пионер не курит и не пьет. Пионер
уходит с собрания, где курят, после неисполнения его требований о прекращении
курения"
Впрочем, и
Маяковский курильщиков не обошел стороной:
Где прогульщик?
Жив Курилка!
В табачной гуще
сидит в курилке.
Без лишних слов
бросайте курево,
Миллионы часов
за зря не прокуривай!
На самом деле, с
курением табака в России всерьез никто не боролся. После революции на
Российских просторах перестали делать все, что делали дворяне и соответственно
перестали нюхать, а начали курить табак. Пролетарии считались мужчинами, если
они курили, курение стало чем-то поощряемым, как признак мужественного
рабочего, а рабочие были в почете. Кроме того на роль табака в СССР повлиял
«отец народа» - Иосиф Виссарионович Сталин. Почти везде он появлялся с трубкой
и многие его обожатели, тоже курили, считая это верностью любимому вождю и
соответственно делу революции. Вот так ковалась история табакокурения в России.
Впрочем, когда перекуры мешали работе, это уже подходило по другую статью – о саботаже.
Источники и Дополнительная Информация: