Мария-Магдалина: Святая или Грешница?

Дэн Браун в книге «Код Да Винчи» предлагает не совсем обычную трактовку личности Марии Магдалины для массового читателя, указывая на то, что Мария Магдалина после воскрешения Иисуса уехала с ребенком (дочерью от Иисуса Христа) на Юг Франции, где дала начало древнему французскому королевскому роду. Он напрочь отвергает каноническое толкование личности Марии Магдалины как раскающейся проститутки. Это толкование особенно распространено в западных религиозных и светских источниках.

Действительно, ученые труды, картины, популярные романы, стихи и фильмы - упоминания о "недостойном" прошлом Марии Магдалины можно встретить где угодно. Но только не там, где они должны быть, - в Новом Завете.

Мария получила приставку Магдалины, так как была родом из городка Мигдал-Эль (современная Магдала), расположенного на берегу Галилейского (ныне Кинерет) озера. Она всего лишь четырежды упоминается в Новом завете.

Во-первых, Мария Магдалина была последовательницей Иисуса и странствовала вместе с ним и его учениками. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему именем своим» (Лука 8:1-3). Как видно из сказанного, в окружении Иисуса было немало женщин. Следовательно, присутствие Марии Магдалины не было чем-то примечательным или странным.

Во-вторых, среди других женщин она присутствовала при казни Иисуса. «Там были так же и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Матфей 27:55-56, аналогично Марк 15:40; Иоанн 19:25). И здесь Мария Магдалина называется в числе других женщин. Лука тоже упоминает этот эпизод, но имён женщин не называет.

В-третьих, упоминается о Марии Магдалине, сидящей у гроба Иисуса. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Матфей 27:61, аналогично Марк 15:47). И здесь Мария Магдалина не упомянута особо.

В-четвёртых, все евангелия говорят о Марии как о свидетельнице воскресения Иисуса. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба, и вошедши, не нашли Тела Господа Иисуса. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам» (Лука 24:1-3,10, аналогично Матфей 28:1; Марк 16:1; Иоанн 20:11-18). Описание этого случая Иоанном – единственное место в Новом завете, где Иисус и Мария Магдалина остаются наедине. Мария прикоснулась к Иисусу, но тот приказал ей не делать этого. Это была непроизвольная реакция Марии, – она просто обняла Иисуса, приветствуя его возрождение. Мария была уверена в смерти своего учителя и уже, видимо, сказала ему последнее «прощай» у распятия.

Как вы видите, никакого, даже отдаленного намека нет в еванглиях о непотребных занятиях Марии. Но может быть, о "древнейшей профессии" Магдалины говорится в апокрифических Евангелиях? Нет, те из них, которые Магдалину упоминают, ничего такого не содержат. Напротив, все подробные рассказы о ней написаны в сугубо положительных, почтительных тонах. В апокрифическом евангелие от Филиппа мы находим следующее описание отношений между Иисусом и Марией: «Спаситель любил Марию Магдалину больше других учеников и часто целовал её в губы. Остальные ученики подходили к ней и укоряли её. Ему же они сказали: почему ты любишь её больше, чем всех нас? На что Иисус отвечал так: Слепой и тот, кто видит; когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий видит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме». Истолковать это можно только так: Иисус любит Марию за глубокое понимание его учения, которого другие ученики так и не поняли. В другом отрывке Филипп пишет: «Ибо совершенные зачинают от поцелуя и рождают. Поэтому мы также целуем друг друга, зачиная от благодати, которая есть в нас, в одних и в других». Для Филиппа дитя, зачатое от поцелуя совершенных, есть просто некий духовный символ, а близость Магдалины к Иисусу делала её преемницей его мудрости.

И самое интересное, что ничего о Магдалине-проститутке нет в православной традиции. В православии почитается как равноапостольная святая. В византийской литературе повествуется о том, как через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам (Рим.16:6). Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения в христианстве, была мирной: она скончалась в Эфесе, возможно от болезни. Таким образом, православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей. Более того, есть православная легенда о том, что Магдалина с детства вела столь праведную жизнь, что дьявол считал ее кандидаткой на роль Богоматери. И потому наслал на нее семь бесов, чтобы не допустить рождения Иисуса.

Надо признать, что и протестантскими толкователями тождественность Марии-блудницы и Марии, сестры Марты евангельской Марии Магдалине также оспаривалась с самого начала, Магдалина почитается исключительно как святая мироносица.
Вполне резонным было бы заключить, что Магдалина-проститутка – чисто католическое изобретение. Первым такое обвинение выдвинул в своей проповеди папа Григорий Великий (540-604 гг) в 591 году. Откуда же возникло такое предположение, переросшее потом в стойкое убеждение? Возможно, возникло оно от невежества верующих, не удосужившихся самим прочитать Новый завет. Лука (7:36-50) описывает случай, когда Иисус был в городе Наине и остановился в доме фарисея Симона. Там к нему пришла неизвестная «грешница» (Лука 7:37), имя которой не упоминается, и принесла алебастровый сосуд с миром. В тексте не сказано, что она была проституткой, подразумевается только, что грех её имел сексуальную природу. Естественно, проституция – первое, что приходит на ум, но ведь она могла и просто изменить мужу. В следующей главе, никак не связанной с предыдущим текстом, мы впервые встречаемся с Марией Магдалиной (Лука 8:1-3). Она – одна из тех, кого Иисус исцелил от злых духов и болезней. Никакого другого упоминания о ней здесь нет. Практически все исследователи сегодня согласны, что Мария Магдалина впервые появляется у Луки в главе 8 и никакого отношения к безымянной грешнице, упомянутой в предыдущей главе, она не имеет. Мария Магдалина не была грешницей, а уж тем более – проституткой.

Тем не менее, поскольку авторитет Григория Великого был непререкаем, католическая Церковь стала считать Марию Магдалину раскаявшейся распутницей. Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне
Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет.

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением.

Лишь в 1969 году католики официально признали, что для этого нет никаких оснований.

Впрочем, существуют ученые, которые утверждают, что возведение напраслины на Марию Магдалину католической церковью было совершенно не по ошибке или недомыслию, а преднамеренно. Цель — дискредитация той, кто на самом деле была самой любимой и лучшей ученицей Христа и захват власти над ранней Церковью мужчинами.

Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа, уже хотя бы потому, что была женщиной, а в те времена это было очень необычно. И именно эта выдающаяся женщина, убедившая всех в Воскресении Христа, сделала христианство мировой религией. Это, конечно, вызывало ревность со стороны других учеников Христа, которых она явно превосходила своим интеллектом и знаниями, поэтому они (Андрей, Пётр и др.) неоднократно требовали удалить Марию Магдалину из окружения Христа. Но, пока Иисус был жив, они были вынуждены терпеть и даже обращались к ней за разъяснениями. Зато потом многие века имя Марии Магдалины подвергалось клевете, её роль всячески принижалась.


Источники и Дополнительная Информация: