Композиторский Розыгрыш Богословского

 

Никита Владимирович Богословский (1913-2004) был очень талантливым и своеобразным человеком.  Его песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» пела вся страна, а Богословский, „жуир и бонвиван", наслаждался жизнью на авторские отчисления. Он был богат и преуспевал, жил в шикарной квартире композиторского дома на улице Горького у Красной площади. Шампанское, рояль, шанель, шарм. Его шутки уходили в фольклор. Он возвел розыгрыш на высоту искусства.

Сталин благоволил ему. Он понимал толк в измывательстве над соратниками, и ценил мастера.

 В СССР, чтобы глубинка тоже приобщалась и росла над собой, все актеры, певцы, музыканты, поэты и композиторы, танцовщицы и юмористы - все должны были отработать положенное количество выступлений в провинциях. Существовали нормы, утвержденные Министерством культуры. Даже народный артист СССР и заслуженный композитор не могли избежать своей участи.

Собирались обычно по двое-трое, чтоб не скучно было, и отрабатывали норму.

Никита Богословский обычно выезжал «на чес» с композитором Сигизмундом Абрамовичем Кацем (1908-84). Они жили на одной лестничной площадке.

График поездки сколачивался поплотнее, чтоб уж отпахал три недели - и пару лет свободен.

Однажды, к концу очередного вояжа, в последнем райцентре, Сигизмунд Кац предложил:

- «Слушай, у них тут районный Дворец культуры и кинотеатр. Давай сделаем так: ты первое отделение в Доме культуры, - а я в кинотеатре, а в антракте на такси, меняемся, гоним по второму отделению - и как раз успеваем на московский поезд»?

  Такая вещь на гастролерском языке называется «вертушка».

- «Гениальная идея! - говорит Никита Богословский. - По два концерта за вечер - и завтра мы дома!»

Местные организаторы против такой скоропалительной замены не протестовали. Афишу в те времена художник переписывал за пятнадцать минут.

     Перед началом концерта Богословский говорит организаторам:

«Нет-нет,  объявлять не надо, мы всегда сами, у нас уже программа сформирована, чтоб не сбиваться».

Ну - свет! аплодисменты! Богословский выходит, кланяется: правую руку к сердцу - левую к полу.

- «Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Сигиз-мунд Кац. Я композитор», - говорит Никита Богословский, в точности копируя интонации Сигизмунда Каца.

- «Сначала, как принято, несколько слов о себе. Я родился еще до революции, в 1908г. в городе Вене».

     О! - внимание в зале: времена железного занавеса, а он в Вене родился!

- «Мои родители были там в командировке. А Вена была город музыкальный…»

За месяц гастролей Богословский и Кац  выучили  программы друг друга наизусть.

И Богословский, копируя позы Каца, с интонациями Каца,  чудесно ведет программу.

- «Но, чтобы наш разговор был предметнее, что ли, я спою свою песню, которую все вы, наверное, знаете. Песня военная».

     Он садится к роялю, и с легкой кацовской гнусавостью запевает:

«Шумел сурово брянский лес…»

     Нормально похлопали, поклонился. Телевизора-то не было! В лицо никого не знали!

- «А для начала - такие интересные вещи. Мне довелось аккомпанировать еще Маяковскому. Вот как это случилось…»

     И он нормально гонит всю программу.

- «Когда я служил в музыкантском взводе 3-го Московского полка…»

     А за кулисами  администратор говорит помощнику: «Все ты всегда путаешь! Говорил - Богословский, Богословский, я ж тебе говорил, что это Кац!»                - «А вроде должен быть Богословский…» - оправдывается помощник.

     Обычный концерт, в меру аплодисментов, такси - и во второе место.

Антракт. Буфет. Обмен впечатлениями. Второе отделение.

     Выходит Кац. Если Богословский - маленький катышок, то Кац - длинная верста с унылым лицом. Неулыбчивый был человек.

И говорит:

- «Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Сигизмунд Кац. Я композитор. - И кланяется: правая к сердцу - левая до пола.

     В зале происходит недопонимание. Никак недослышали. Настороженность. Глаза хлопают и мозги скрипят.

     Кто-то гмыкает. Кто-то хихикает коротко. Кто-то совершенно непроизвольно ржет. Ситуация совершенно необъяснимая. Хотят поправить Каца что он, наверное, Богословский?…

- «Сначала, как принято, несколько слов о себе, - говорит Кац. - Я родился еще до революции, в городе…»

- «Вене», - подсказывает  кто-то в зале.

- «Вене, - продолжает Кац. - Мои родители были там в командировке».

И тогда раздается хохот. Эти родители в командировке всех добили. Хохочут, машут руками и радуются. Командировка понравилась.

     Ситуация непонятная. Кац рефлекторно оглядывается: над чем там они смеются? Сзади ничего нет, но зал закатывается еще пуще.

     Потом зал переводит дыхание, и Кац-2, получив возможность как-то говорить, продолжает:

- «А Вена была городом музыкальным…»

     Зал попытался понять, что происходит. Этому счастью трудно было поверить. Это какой-то подарок судьбы.

- «Но чтобы наш разговор был предметнее, что ли, я спою свою песню, которую все вы, наверное, знаете…»

     Он садится к роялю, незаметно проверив застегнутую ширинку. Это ему незаметно, а зал стонет от наслаждения.

     «Шумел сурово брянский лес…» - гнусавит прочувственно Кац.

В зале люди валятся друг на друга и обнимаются, как в день победы.   

      Кац впадает в ступор. Он борется с дикой, непонятной ситуацией со всем опытом старого артиста. Он продолжает:

- «Мне довелось аккомпанировать еще Маяковскому…»

- Уа-ха-ха-а!!! - разрывает легкие зал.

     Человек устроен так, что хохотать слишком долго он не может. Опытный Кац ждет. Через несколько минут зал успокаивается, всхлипывая и икая. И Кац, обязанный исполнить свой долг художника, композитора, отработать деньги, продолжает:

- «Когда я служил в музыкантском взводе 3-го Московского полка…»

- Уа-ха-ха-ха!!! - находит в себе силы зал. Администрация смотрит из-за кулис с безумными лицами. Мир сошел с ума.

     Кац впадает в помраченное упрямство.  Любое его слово встречает бешеную овацию и взрыв хохота. «Ой, не могу!» - кричат в зале.

Наконец, он стучит себя кулаком по лбу и вертит пальцем у виска, характеризуя реакцию зала. Зал может благодарить композитора только слабым взвизгиванием.

Не выдерживая, администратор выскакивает на сцену и орет:

- «Кто вы, наконец, такой?!»

- «Я композитор Сигизмунд Кац…» - отвечает Кац.

Зал при смерти. Паралич.            

    За этот розыгрыш Никиту Богословского на шесть месяцев исключили из Союза Композиторов. Сигизмунд Кац  два года с ним не разговаривал. И никогда больше не ездил в поездки.