Культ Личности Сталина в Советском Плакате (часть 2)


Чуть седой, как серебряный тополь,
 
     Он стоит, принимая парад.
 
     Сколько стоил ему Севастополь?
 
     Сколько стоил ему Сталинград?

 
     И в слепые морозные ночи,
 
     Когда фронт заметала пурга,
 
     Его ясные, яркие очи
 
     До конца разглядели врага.

 
     В эти чёрные, тяжкие годы
 
     Вся надежда была на него,
 
     Из какой сверхмогучей породы
 
     Создавала природа его?

 
     Побеждая в военной науке,
 
     Вражьей кровью окрасив снега,
 
     Он в народа могучие руки
 
     Обнаглевшего принял врага.

 
     И когда подходили вандалы
 
     К нашей древней столице отцов,
 
     Где нашёл он таких генералов
 
     И таких легендарных бойцов?

 
     Он взрастил их. Над их воспитаньем
 
     Много думал он ночи и дни.
 
     О, к каким роковым испытаньям
 
     Подготовлены были они!

 
     И в боях за Отчизну суровых
 
     Шли бесстрашно на смерть за него,
 
     За его справедливое слово,
 
     За великую правду его.

 
     Разве мир бы когда-нибудь дожил
 
     До таких ослепительных дней?
 
     Это он разбудил, растревожил
 
     Полумертвую совесть людей.

 
     Это он их заставил вмешаться,
 
     Перед миром свой долг осознать.
 
     Это он научил их сражаться,
 
     Воевать, наступать, побеждать!

 
     Как высоко вознёс он Державу,
 
     Мощь советских народов-друзей.
 
     И какую великую славу
 
     Создал он для Отчизны своей!

 
     ...Тот же взгляд, Те же речи простые,
 
     Так же скупы и мудры слова.
 
     Над военною картой России
       Поседела его голова.

А. Вертинский, Маньчжурия 1945г.
 (Послушав эту песню, Сталин сказал: 
"Автор честный человек. Но исполнять эту песню не надо".)


Послевоенные плакаты, посвященные товарищу Сталину кажутся менее интересными и более однообразными, но они отражают атмосферу Советского Союза, победившего в героической и страшной Великой Отечественной Войне.

После войны Сталин понимал, что его авторитет – до войны непререкаемый только внутри страны, да еще в Коминтерне, - стал международным, всемирным. Лидеры западных держав при личных встречах, в ходе обширной переписки воздавали ему хвалу. Трумэн и Черчилль пригласили Сталина на встречу в Потсдаме. Сталин опоздал, чтобы подчеркнуть свою значимость. Великого вождя можно и нужно ждать. Этот психологический прием он применил не однажды. Вечером «большая тройка» начала делить плоды Победы в Европе. Это оказалось проще, нежели сохранить этот союз надолго.

Временами Сталину казалось, что за столом – не союзники, а давние соперники, пытающиеся урвать побольше от пирога, который вместе испекли. На поприще политики у партнеров были слишком разные позиции, но в целом Сталин был доволен итогами переговоров. Великая Победа окончательно превратила Сталина в земного бога. Но до свободы от сталинизма было еще далеко. Люди хотели жить лучше, без страха и понуканий. Сталина по-прежнему превозносили, славили, поклонялись, но в то же время верили, что не будет больше насилия, бесконечных кампаний, постоянных жестких нехваток самого необходимого.

Но фактически курс, взятый Сталиным после войны – это курс на тотальную бюрократию. Многие ведомства стали носить погоны. Создавались все новые организации, главной задачей которых был контроль над исполнением указаний и решений. Чтобы намертво «закрепить» колхозника на селе, его лишили паспорта. Ссылки и высылки продолжались до конца 40-х годов, и ведомство Берии не оставалось без работы. В обиход вновь вошли утомительные ритуалы славословия «вождя». По-прежнему крайне опасной была откровенность даже с близкими людьми. Никто не мог иметь своего мнения, отличного от официального. Сталин сознательно и решительно консервировал созданную им Систему. Люди смогут спустя годы сказать – абсолютная власть развращает абсолютно.

Первый плакат «Работать так, чтобы товарищ Сталин сказал спасибо» явно призывает бывших фронтовиков включиться в общественно-полезный труд на благо Родины. Конечно, это не касается изменников, а таких было немало. После Второй мировой войны были осуждены "за измену" 333 400 человек из 1 миллиона 832 тысячи освобожденных советских военнопленных. Нет, на самом деле, всего были освобождены 2 миллиона 16 тысяч военнопленных, но более 480 тысяч из них не стали возвращаться, опасаясь репрессий, и иммигрировали в США, Канаду и другие страны. Итак, треть миллиона бывших военнослужащих из одних концлагерей попали в другие.

Впрочем, этот плакат оказался полезным и в наше время. КПРФ запускает в интернете проект «Антикоррупционный комитет имени Сталина». На этом сайте имеются подборки расследований коррупционной деятельности, черные списки чиновников, регионов и компаний, а заполнив несложную форму, можно пожаловаться на коррупционера. Манифест антикоррупционного комитета сопровождает тот же самый плакат с изображением вождя и подписью: «Работать так, чтобы товарищ Сталин спасибо сказал!»

Лозунг следующего плаката 1950 года В. Корецкого говорит сам за себя «Любимый Сталин – Счастье Народное!»

Интересно, а как сам Сталин относился к своему культу. Наверняка, у него особых возражений не было. Ведь если бы он был им недоволен, то безмерное и безразнерное восхваление лидера страны исчезло бы, как по мановению волшебной палочки. В своей книге «Москва 1937» Лион Фехтвангер вспоминает:

На моё замечание о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью, он пожал плечами. Он извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус, и слегка пошутил по поводу сотен тысяч увеличенных до чудовищных размеров портретов человека с усами, - портретов, которые мелькают у него перед глазами во время демонстраций. Я указываю ему на то, что даже люди, несомненно обладающие вкусом, выставляют его бюсты и портреты - да ещё какие! - в местах, к которым они не имеют никакого отношения, как, например, на выставке Рембрандта. Тут он становится серьёзен. Он высказывает предположение, что это люди, которые довольно поздно признали существующий режим и теперь стараются доказать свою преданность с удвоенным усердием. Да, он считает возможным, что тут действует умысел вредителей, пытающихся таким образом дискредитировать его. "Подхалимствующий дурак, - сердито сказал Сталин, - приносит больше вреда, чем сотня врагов". Всю эту шумиху он терпит, заявил он, только потому, что он знает, какую наивную радость доставляет праздничная суматоха её устроителям, и знает, что все это относится к нему не как к отдельному лицу, а как к представителю течения, утверждающего, что построение социалистического хозяйства в Советском Союзе важнее, чем перманентная революция.

Впрочем, надо признать, что Сталин порой действительно пресекал некоторые акты своего безмерного восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

Два следующих плаката 1952 года отражают утопическую мечту советского человека о коммунизме.

Из поздравительной речи ко дню 70-летия вождя (1949):

И.В.Сталин открыл и обосновал, что стахановское движение прокладывает путь к коммунизму, оно содержит в себе зерно такого культурно-технического подъема трудящихся, который ведет к ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом. Социалистическое соревнование, вдохновленное И.В.Сталиным, стало ныне всенародным движением.

Переход к коммунизму требует создания изобилия не только материальных, но и духовных благ, расцвета науки, искусства, расцвета всех творческих сил, способностей и талантов трудящихся, расцвета социалистических наций и их культур. Культура народов СССР развивается под знаменем великих ленинско-сталинских идей. В замечательном произведении товарища Сталина "Национальный вопрос и ленинизм" указывается, что социалистические нации являются более сплоченными, жизнеспособными и общенародными, чем любая буржуазная нация. Социалистические нации СССР, двигаясь вперед, к коммунизму, создают свою национальную по форме, социалистическую по содержанию культуру, руководствуясь великими идеями Ленина и Сталина.

Товарищ Сталин учит советских деятелей культуры, что у них нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, что они должны руководствоваться политикой коммунистической партии, составляющей жизненную основу советского строя, что в их среде нетерпима проповедь безыдейности, аполитичности, гнилого либерализма и низкопоклонства перед растленной буржуазной идеологией и "культуры". Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, принятые по инициативе товарища Сталина, вооружают деятелей советской культуры острым оружием борьбы за коммунизм, поднимают на новый, более высокий уровень социалистическую культуру. Советский народ ждет от своих ученых, писателей, художников новых высокоидейных произведений, достойных великой сталинской эпохи, вдохновляющих на новые подвиги в борьбе за коммунизм.

Завершающим плакатом этой серии будет плакат 1952 посвященный делу Мира.

А что-же с развенчанием культа личности? Культ никто не отрицает, но отношение к нему может быть разным. После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову: «Да, был культ… Но была и личность!».

Что-же, кто спорит? Личность была, но сколько крови она стоила великой стране!

Источники и Дополнительная Информация::