В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг.
творчество Василия Колотева занимает особое место. Оказавшись в Москве после
окончания Бутурлиновского художественного училища (Воронежской области) в 1975
году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в
квартирных выставках. С самого начала творческого пути работы Колотева носили
иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной
жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к
официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на
заводе, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических
обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в
свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и
их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М.
Грузинской — цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по
природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья,
предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом
Арбате. Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал
уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам
советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного
периода и суетных надежд первых лет перестройки (Wikipedia).
Наша
презентация сегодня будет посвящена серии картин художника, посвященная быту
советских людей застойного периода. Наверняка, эти картины затронут струны в
вашей душе, если вы не настолько молоды, чтобы не иметь эмоциональных зацепок с
реалиями этого периода, и недостаточно погрузились в пучины Альцгеймера, чтобы
все забыть. Нынешнее возрождение сталинско-шовинистического духа в современной
России ставит своей целью создать ложную, «нежно-розовую» картину того периода,
со всеобщей радостью, счастьем, гордостью за страну, и верой в светлое будущее.
И это работает, так как сами вы уже не молоды, не очень здоровы, живете в
коррумпированной стране, в которой кроме набора «духовных скреп» на все случаи
жизни и «крымнаша» гордиться особо нечем, а перспективы международной изоляции
более чем реальны.
Посмотрите картины, и вспомните как это было. Да, вы были молоды, веселы, и беззаботны, вы жили в больших, дружных коммунальных квартирах, но далеко не всегда такие коммуны были забавны как в фильме «Покровские Ворота». Чаще было по другому: и морды били, и в щи дохлых мышей бросали. Так что, создавая себе параллельную реальность прошлого и тоскуя по Совку в лучшем случае, а по Сталину, в худшем, постарайтесь припомнить как это было на самом деле.
Посмотрите картины, и вспомните как это было. Да, вы были молоды, веселы, и беззаботны, вы жили в больших, дружных коммунальных квартирах, но далеко не всегда такие коммуны были забавны как в фильме «Покровские Ворота». Чаще было по другому: и морды били, и в щи дохлых мышей бросали. Так что, создавая себе параллельную реальность прошлого и тоскуя по Совку в лучшем случае, а по Сталину, в худшем, постарайтесь припомнить как это было на самом деле.
Безотрадность, убогость жизни московских
коммуналок, подворотен, пивных, показана художником с тонким юмором и добротой.
Нету в них и экзистенциальной безысходности и черноты. Типы людей и детали
интерьеров удивительно характерны и точны. По ним буквально можно изучать
времена застоя и перестройки (С.В. Потапов. Член МСХ и Профессионального Союза
Художников).
Где-то шёпот,
где-то крик
В коммуналке
слышится.
Дядя Федя-наш
сосед,
Занял место
общее.
И уже как пол
часа
Вся квартира
мается.
У дверей
собрался люд,
Вспоминали
мать его
И других
сородичей.
Только Федя не
спешит,
У него
"собрание"
Коммунальная
квартира,
На дверном
табле - листок:
Два звонка -
звонить Эльвире,
Три - профессорше
Вайншток,
Гнатюку -
четыре раза,
Но с нажимом,
глубоко:
Он
контуженный, зараза -
Дозвониться
нелегко...
Я по списку
номер первый,
Но звонить ко
мне - облом,
Мне звонок как
серп по нерву -
Вдруг там мент
иль управдом!
Я, кажись, уже
раз восемь
Провода
звоночков рвал,
Но внучок Вайнштоков,
Ося,
Их опять
соединял.
Квартирка
коммунальная -
На кухне места
мало,
Кроватка
односпальная
Такого
повидала!..
Соседи все
приличные,
Нет ни бомжей,
ни пьяни,
К застольям
все привычные -
Хоть пьют, но
не буянят...
Друг посетил
друга, получившего квартиру в новом панельном доме. Гость засиделся за полночь.
Хозяин стал ему показывать квартиру.
- А это что
такое? - спросил гость, увидев медный таз на стене.
- Это
говорящие часы.
-??
Хозяин взял
молоток и ударил в таз.
- Два часа
ночи, е... твою мать! - донеслось из-за стенки.
В коммунальной
квартире жил тихий китаец. Соседи делали ему всяческие гадости: подметали мусор
под дверь, обрывали пуговицы с пальто на вешалке в коридоре, бросали дохлых
мышей в кастрюлю. Наконец, им надоело издеваться, они признались ему во всем и
обещали впредь этого не делать.
- Оцень
холосо! - сказал китаец. - я тозе болсе не буду пысать вам в цай!
Вот на цыпочках
крадусь я,
Сняв ботинки к
милой Дусе...
Хоть не
заперта теперь
По проходу
третья дверь,
А еще я
смазать смог
На входной
двери замок,
И, как восемь
дней назад,
Половицы не
скрипят.
Но соседи там
и тут
Службу
бдительно несут,
Из дверных
щелей сейчас
Пусть один, но
смотрит глаз.
Кто, куда, к
кому, зачем-
Всё известно
станет всем.
В коммуналке
(не секрет)-
Никогда
секретов нет.
Эх, квартира
моя коммунальная,
Где так долго
уже проживаю я,
Где соседи со
мной, душа в душеньку,
Делят кров
коммунальный уютненько.
Да, компашка
собралась солидная:
В холодильнике
мышь суицидная,
А на нашей
общественной кухоньке
Тараканы
милуются с мухами.
Птички грустно
стучат мне в окошечки,
И скребутся в
душе моей кошечки,
А вот Радости
вместе с Успехами
Уж давненько с
жилплощади съехали.
В комнатушке
напротив, соседствуя,
Проживают
Тоска и Депрессия,
По углам
паутина и трещины…
Только нет
здесь любимой мной женщины!
- Чего не успел
Хрущев в жилищном строительстве?
- Не успел
сделать уборную проходной, объединить унитаз с ванной и соединить пол с
потолком.
Источники и Дополнительная Информация: