“Эх, Жизнь в Коммуналке” в картинах Василия Колотева

В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество Василия Колотева занимает особое место. Оказавшись в Москве после окончания Бутурлиновского художественного училища (Воронежской области) в 1975 году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных выставках. С самого начала творческого пути работы Колотева носили иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на заводе, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М. Грузинской — цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья, предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом Арбате. Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки (Wikipedia).

Наша презентация сегодня будет посвящена серии картин художника, посвященная быту советских людей застойного периода. Наверняка, эти картины затронут струны в вашей душе, если вы не настолько молоды, чтобы не иметь эмоциональных зацепок с реалиями этого периода, и недостаточно погрузились в пучины Альцгеймера, чтобы все забыть. Нынешнее возрождение сталинско-шовинистического духа в современной России ставит своей целью создать ложную, «нежно-розовую» картину того периода, со всеобщей радостью, счастьем, гордостью за страну, и верой в светлое будущее. И это работает, так как сами вы уже не молоды, не очень здоровы, живете в коррумпированной стране, в которой кроме набора «духовных скреп» на все случаи жизни и «крымнаша» гордиться особо нечем, а перспективы международной изоляции более чем реальны.

Посмотрите картины, и вспомните как это было. Да, вы были молоды, веселы, и беззаботны, вы жили в больших, дружных коммунальных квартирах, но далеко не всегда такие коммуны были забавны как в фильме «Покровские Ворота». Чаще было по другому: и морды били, и в щи дохлых мышей бросали. Так что, создавая себе параллельную реальность прошлого и тоскуя по Совку в лучшем случае, а по Сталину, в худшем, постарайтесь припомнить как это было на самом деле.

Безотрадность, убогость жизни московских коммуналок, подворотен, пивных, показана художником с тонким юмором и добротой. Нету в них и экзистенциальной безысходности и черноты. Типы людей и детали интерьеров удивительно характерны и точны. По ним буквально можно изучать времена застоя и перестройки (С.В. Потапов. Член МСХ и Профессионального Союза Художников).


Где-то шёпот, где-то крик
В коммуналке слышится.
Дядя Федя-наш сосед,
Занял место общее.
И уже как пол часа
Вся квартира мается.
У дверей собрался люд,
Вспоминали мать его
И других сородичей.
Только Федя не спешит,
У него "собрание"


Коммунальная квартира,
На дверном табле - листок:
Два звонка - звонить Эльвире,
Три - профессорше Вайншток,

Гнатюку - четыре раза,
Но с нажимом, глубоко:
Он контуженный, зараза -
Дозвониться нелегко...

Я по списку номер первый,
Но звонить ко мне - облом,
Мне звонок как серп по нерву -
Вдруг там мент иль управдом!

Я, кажись, уже раз восемь
Провода звоночков рвал,
Но внучок Вайнштоков, Ося,
Их опять соединял.


Квартирка коммунальная -
На кухне места мало,
Кроватка односпальная
Такого повидала!..

Соседи все приличные,
Нет ни бомжей, ни пьяни,
К застольям все привычные -
Хоть пьют, но не буянят...


Друг посетил друга, получившего квартиру в новом панельном доме. Гость засиделся за полночь. Хозяин стал ему показывать квартиру.
- А это что такое? - спросил гость, увидев медный таз на стене.
- Это говорящие часы.
-??
Хозяин взял молоток и ударил в таз.
- Два часа ночи, е... твою мать! - донеслось из-за стенки.


В коммунальной квартире жил тихий китаец. Соседи делали ему всяческие гадости: подметали мусор под дверь, обрывали пуговицы с пальто на вешалке в коридоре, бросали дохлых мышей в кастрюлю. Наконец, им надоело издеваться, они признались ему во всем и обещали впредь этого не делать.
- Оцень холосо! - сказал китаец. - я тозе болсе не буду пысать вам в цай!


Вот на цыпочках крадусь я,
Сняв ботинки к милой Дусе...
Хоть не заперта теперь
По проходу третья дверь,
А еще я смазать смог
На входной двери замок,
И, как восемь дней назад,
Половицы не скрипят.
Но соседи там и тут
Службу бдительно несут,
Из дверных щелей сейчас
Пусть один, но смотрит глаз.
Кто, куда, к кому, зачем-
Всё известно станет всем.
В коммуналке (не секрет)-
Никогда секретов нет.


Эх, квартира моя коммунальная,
Где так долго уже проживаю я,
Где соседи со мной, душа в душеньку,
Делят кров коммунальный уютненько.

Да, компашка собралась солидная:
В холодильнике мышь суицидная,
А на нашей общественной кухоньке
Тараканы милуются с мухами.

Птички грустно стучат мне в окошечки,
И скребутся в душе моей кошечки,
А вот Радости вместе с Успехами
Уж давненько с жилплощади съехали.

В комнатушке напротив, соседствуя,
Проживают Тоска и Депрессия,
По углам паутина и трещины…
Только нет здесь любимой мной женщины!


- Чего не успел Хрущев в жилищном строительстве?
- Не успел сделать уборную проходной, объединить унитаз с ванной и соединить пол с потолком.




Источники и Дополнительная Информация: