Валентин Губарев – Художник Неразвитого Социализма

Одни называют Валентина Губарева “художником неразвитого социализма", другие "белорусским Брейгелем". Живёт он в Минске, а его картины выставляются по всему миру.

В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Представляем несколько произведений художника с выдержками из его интервью.



Помню, в детстве мама с папой давали мне деньги на коржики, а я покупал открытки с картинами русских художников. Запах типографской краски со мной до сих пор. Ну а потом срисовывал по клеточкам Левитана, Саврасова...

Если б меня спросили в то время, какая картина самая лучшая, я бы сказал: "Ясно какая. Федора Решетникова "Опять двойка!" Все, что надо для искусства, вся правда жизни, там есть. И только в училище на третьем курсе в критической литературе, где клеймили загнивающее искусство Запада, я увидел в черно-белом варианте работы Поллока, Сезанна и других. Понял - едрическая сила! - даже яблоко можно по-разному нарисовать. Маковский так, Серов эдак, а Сезанн или Матисс совсем по-другому. Вот тут я и свернул налево. Покупал предметы, как у Сезанна на натюрмортах, и писал, ну, почти как он. Так начались мои поиски.



У меня картины на выставки при советской власти не брали. Но когда взяли одну, то сразу о ней написали в газете. Естественно — критиковали. Это был портрет электрика птицефабрики по фамилии Голуб. Обыкновенный простой человек, забавный такой ушастик. Всех в газете хвалили, а меня ругали — за «нетипичность». Теперь я всегда стараюсь избегать пафоса в своем творчестве. В картине «Медляк», там мужчина и женщина танцуют, чувства высокие, любовь, а я специально снял с главного героя ботинки. Он танцует в носках... Какой же в этом пафос?



Своеобразные отношения складывались с натурщицами. Была такая Соня, она полноватая. Я каждую ямочку ее выучил, каждую выпуклость. Значит, надо искать образ. Я рисую реалистично, как есть, и ее тоже, но все окружение в уменьшенном виде. И вот эффект: получилась огромная тетка, секс-бомба, поглотившая пространство. А иногда она у меня была рыбкой, потому что я внизу хвостик рисовал. Поначалу натурщицы обижались, а потом просили что-нибудь на память оставить. Понимали: искусство все-таки. Надо искать себя - терпеливо, трепетно, понимая, что у художника нет другого пути.



Я люблю простых людей. Как получается хорошая работа? Мой рецепт: надо посолить, поперчить ее разными чувствами. Ведь даже в самой хулиганской частушке есть и грусть, и ностальгические чувства. Когда много этого, тогда картина получилась.



Французы в живописи хорошо разбираются, но в нашей жизни ни фига не понимают. Вот муж с женой смотрят картину, на которой я нарисовал маленькую хлебопекарню с трубой. Обязательно спросят, не Чернобыль ли это. Или вот работа "Победители последнего урожая". Бабы сидят, обхватив ляжками огромную морковь. Мне кажется, очень эротичная картина. А тут подходит ко мне человек и шепотом: "Скажите, я правильно разгадал смысл? Это парад на Красной площади, везут ракету СС-20?" Изобразил я мужиков и баб с цыплятами у красной кирпичной стены. Так это для французов, оказывается, не что иное, как политбюро у Кремлевской стены. Боже мой, какая фантазия!



О любой новой картине долго думаю. Хожу с ней, сплю. Если забываю ее, то радуюсь. Значит, что–то не так было придумано. А бывает, потираю руки от предвкушения будущей работы, мечтаю и прикидываю, что еще в нее добавлю. Когда же она начинает меня переполнять, начинаю писать. Маленький холст могу и за два–три дня закончить, а на большой и три недели может уйти. Считаю, что пишу быстро, но все равно на все предложения сделать где–то большую выставку ответить не могу. Приходится отказываться... Работать стараюсь каждый день.



Красками я пишу преимущественно ленинградскими. Однажды во Франции купил целый рулон холста. Прекрасный, белый, гладкий, без узелков. Еду в машине домой, поглаживаю рулон время от времени, как ногу барышни. Улыбаюсь, представляя, как приедем в Минск, как бережно на руках занесу его в мастерскую... Но оказалось, что рано радовался, — холст их плохой. Наши холсты, как и наши женщины, — лучше.



Говорят, моя живопись светлая. Может быть. Здесь очень важно, какой путь ты прошел. Я не знал голодного существования. И девушки меня не бросали. Валентин Губарев их тоже не обижал. У меня нет таких зарубок: я не битый женщинами и голодом. Я не затворник и люблю всматриваться в современную жизнь. Не ностальгирую со слезой по прошлому, но оно вошло мою в кровь. На даче загорланят песни мои родственники, поют что-то из той жизни: Окуджаву, Высоцкого. А то вдруг затянут из кинофильма "Весна на Заречной улице". (Поет густым баритоном: "Когда весна-а-а придет не знаю"). Мы ведь все это помним, правда?



Источники и Дополнительная Информация: