«У
каждого художника своя версия реальности. Каждый художник прав, когда берет
кисть и творит свой мир».
Василий Колотев
Вспоминая
главные особенности жизни в Советском Союзе времен застоя, тему пьянства обойти
никак не удастся. Социологи говорят, что степень алкоголизации страны – это
тест на психическое здоровье народа. Как психологически здоровый человек не
нуждается в постоянном вливании алкоголя, психологически здоровое общество тоже
не нуждается в алкоголе для поддержания социального равновесия. Поздний же СССР не просто нуждался в алкоголе,
но нуждался страстно. Но проблема в том, что алкоголь сам по себе представляет
собой мощный депрессант. Таким образом, жизнь пьющего человека становится все
мрачнее и мрачнее, тем самым таща на себе эмоциональны упадок всех тех, кого
этот феномен задевает – семьи, соседей, производственные отношения. Соответственно,
высокая депрессивность позднего советского общества в большой степени была
усилена неумеренной алкоголизацией населения.
Масштабы
алкоголизма в СССР до сих пор доподлинно неизвестны. Данные статистики говорят
о том, что потребление спиртных напитков в последние советские десятилетия было
выше, чем в царской России, а в 1980-е годы водка и вовсе играла роль второй
валюты.
Вам нужны
цифры? Правильно, вон американцы тоже не дураки выпить, особенно в центральных
штатах. Куча народы в ААА ошивается неспроста.
Итак, немного
статистики: потребление алкоголя в России в первой половине 1980-х гг. было в
2-3 раза выше, чем в других странах. 8 литров чистого алкоголя в год, по данным
ВОЗ, - уровень потребления на душу населения, превышение которого опасно для
здоровья и жизни человека
Итак, по
данным на 1984 год:
* В Турции –
потреблялось 1,3 л чистого алкоголя на душу населения
* В Швеции –
5,2 л
* В Финляндии
– 6,6 л
* В
Великобритании – 7,2 л
* В США – 8,4
л
* В России –
14,2 л
Крайне
непопулярное среди миллионов советских граждан мероприятие ввели в 1985 году.
Генсек Михаил Горбачев считал, что ограничение продажи алкоголя положительно
повлияет на здоровье советских граждан и оздоровит генофонд. Ведь по состоянию
на конец 70-х годов среднестатистический человек в СССР выпивал до 110 бутылок
водки в год.
Поэтому партия
решила позаботиться о народе, который, в свою очередь, такой заботы совсем не
хотел. В стране стали массово закрывать ликероводочные заводы и магазины, а
цены на спиртное стремительно выросли. Любителей выпить лишнего ловили на
улицах и накладывали на них огромные штрафы, наиболее упрямых увольняли и
выгоняли из партии. В СССР стали пропагандироваться так называемые
"безалкогольные свадьбы и дни рождения".
Нечего и
говорить, что все эти меры имели диаметрально противоположный эффект от того, к
чему стремились партия и Горбачев. Население буквально дралось в огромных
очередях у магазинов со спиртным. Водка и вина стали дефицитом, поэтому люди
массово перешли на самогоноварение и употребление различных суррогатов.
Короче говоря,
антиалкогольная кампания потерпела полное фиаско. К тому же, значительно
пострадал бюджет СССР — ведь доходы от продажи алкоголя составляли существенную
часть поступлений в общесоветскую казну. Кроме того, разгорался экономический
кризис. Поэтому горбачевский "Сухой закон" официально был отменен.
Несколько
анекдотов того времени:
Горбачев
подходит к водочной очереди:
- Коммунисты
есть?
- Есть.
- Гнать надо!
- возмутился Горбачев.
- Гнали бы, да
сахара нет, - ответил коммунист.
***
Николай II
ввел «сухой закон» - нет больше царей.
Горбачев ввел
«сухой закон» - нет больше СССР.
***
Длиннющая
очередь за водкой. Мужик не выдерживает:
- Пойду в
Кремль, набью Горбачеву морду.
Через час
возвращается.
- Набил?
- Да там
очередь в два раза больше!
В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг.
творчество В. Колотева занимает особое место.
Оказавшись в Москве после окончания
Бутурлиновского художественного училища, воронежской обл. в 1975 году, художник
влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных
выставках. С самого начала творческого пути работы Колотева носили иронический
и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни
московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к
официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на
фабрике, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических
обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в
свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и
их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на
М. Грузинской - цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по
природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья,
предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом
Арбате.
Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех,
художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности,
скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу
Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки. По словам
тонкого искусствоведа, известного знатока истории живописи 60-90гг В. П. Цельтнера,
работы Колотева будут являться документом, по которому следующие поколения зрителей,
будут изучать эту эпоху (С. В. Потапов, художник, искусствовед, член МСХ).
Источники и Дополнительная Информация: