Преодолеваем Ностальгию: Пьянство и Алкоголизм как Реалии Советского Союза в Картинах Василия Колотева


«У каждого художника своя версия реальности. Каждый художник прав, когда берет кисть и творит свой мир».

Василий Колотев



Вспоминая главные особенности жизни в Советском Союзе времен застоя, тему пьянства обойти никак не удастся. Социологи говорят, что степень алкоголизации страны – это тест на психическое здоровье народа. Как психологически здоровый человек не нуждается в постоянном вливании алкоголя, психологически здоровое общество тоже не нуждается в алкоголе для поддержания социального равновесия.  Поздний же СССР не просто нуждался в алкоголе, но нуждался страстно. Но проблема в том, что алкоголь сам по себе представляет собой мощный депрессант. Таким образом, жизнь пьющего человека становится все мрачнее и мрачнее, тем самым таща на себе эмоциональны упадок всех тех, кого этот феномен задевает – семьи, соседей, производственные отношения. Соответственно, высокая депрессивность позднего советского общества в большой степени была усилена неумеренной алкоголизацией населения.

Масштабы алкоголизма в СССР до сих пор доподлинно неизвестны. Данные статистики говорят о том, что потребление спиртных напитков в последние советские десятилетия было выше, чем в царской России, а в 1980-е годы водка и вовсе играла роль второй валюты.

Вам нужны цифры? Правильно, вон американцы тоже не дураки выпить, особенно в центральных штатах. Куча народы в ААА ошивается неспроста.

Итак, немного статистики: потребление алкоголя в России в первой половине 1980-х гг. было в 2-3 раза выше, чем в других странах. 8 литров чистого алкоголя в год, по данным ВОЗ, - уровень потребления на душу населения, превышение которого опасно для здоровья и жизни человека

Итак, по данным на 1984 год:
* В Турции – потреблялось 1,3 л чистого алкоголя на душу населения
* В Швеции – 5,2 л
* В Финляндии – 6,6 л
* В Великобритании – 7,2 л
* В США – 8,4 л
* В России – 14,2 л

Крайне непопулярное среди миллионов советских граждан мероприятие ввели в 1985 году. Генсек Михаил Горбачев считал, что ограничение продажи алкоголя положительно повлияет на здоровье советских граждан и оздоровит генофонд. Ведь по состоянию на конец 70-х годов среднестатистический человек в СССР выпивал до 110 бутылок водки в год.

Поэтому партия решила позаботиться о народе, который, в свою очередь, такой заботы совсем не хотел. В стране стали массово закрывать ликероводочные заводы и магазины, а цены на спиртное стремительно выросли. Любителей выпить лишнего ловили на улицах и накладывали на них огромные штрафы, наиболее упрямых увольняли и выгоняли из партии. В СССР стали пропагандироваться так называемые "безалкогольные свадьбы и дни рождения".

Нечего и говорить, что все эти меры имели диаметрально противоположный эффект от того, к чему стремились партия и Горбачев. Население буквально дралось в огромных очередях у магазинов со спиртным. Водка и вина стали дефицитом, поэтому люди массово перешли на самогоноварение и употребление различных суррогатов.

Короче говоря, антиалкогольная кампания потерпела полное фиаско. К тому же, значительно пострадал бюджет СССР — ведь доходы от продажи алкоголя составляли существенную часть поступлений в общесоветскую казну. Кроме того, разгорался экономический кризис. Поэтому горбачевский "Сухой закон" официально был отменен.

Несколько анекдотов того времени:

Горбачев подходит к водочной очереди:
- Коммунисты есть?
- Есть.
- Гнать надо! - возмутился Горбачев.
- Гнали бы, да сахара нет, - ответил коммунист.

***

Николай II ввел «сухой закон» - нет больше царей.
Горбачев ввел «сухой закон» - нет больше СССР.

***

Длиннющая очередь за водкой. Мужик не выдерживает:
- Пойду в Кремль, набью Горбачеву морду.
Через час возвращается.
- Набил?
- Да там очередь в два раза больше!

В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество В. Колотева занимает особое место.
Оказавшись в Москве после окончания Бутурлиновского художественного училища, воронежской обл. в 1975 году, художник влился в подпольную художественную жизнь города, участвуя в квартирных выставках. С самого начала творческого пути работы Колотева носили иронический и критический характер в изображении быта обывателей и повседневной жизни московских коммуналок, пивных, подворотней, что закрывало ему путь к официальной выставочной деятельности. Зарабатывая на жизнь работой слесаря на фабрике, художник сознательно и принципиально оградил себя от идеологических обязательств по профессиональной художественной линии, работая над холстами в свободное от службы время, будучи свободным в выборе тем, сюжетов, персонажей и их трактовки. Позже в конце 80-х, художник периодически выставлялся в зале на М. Грузинской - цитадели неофициальной художественной жизни Москвы. Будучи по природе созерцательным человеком, Колотев чуждался тусовочной жизни подполья, предпочитая ей уединенную работу в крошечной комнате в коммуналке на старом Арбате.

Никак не ориентируясь на моду и коммерческий успех, художник создал уникальную серию жанровых картин, посвященных обыденности, скуке, страстишкам советского обывателя, прекрасно выразив затхлую атмосферу Москвы застойного периода и суетных надежд первых лет перестройки. По словам тонкого искусствоведа, известного знатока истории живописи 60-90гг В. П. Цельтнера, работы Колотева будут являться документом, по которому следующие поколения зрителей, будут изучать эту эпоху (С. В. Потапов, художник, искусствовед, член МСХ).


Источники и Дополнительная Информация: